Важную роль в праздничном ритуале у многих народов Европы играло рождественское полено, а во многих странах обычай сохранился и поныне.
Так в Англии и Франции, Германии и Греции помнят, что жар от рождественского очага согревал сердца их предков на протяжении многих столетий.
В ИТАЛИИ зажигание полена было самым важным в рождественском обряде. Оно должно было гореть до Нового года, а в некоторых местах – аж до Богоявления (19 января).
Во ФРАНЦИИ для полена выбиралось то дерево, плоды которого были предпочтительнее. Считалось, что спиливаемый ствол дерева обладает магическими свойствами и может воздействовать на урожай. В некоторых местностях Франции было принято прятать в рождественское полено подарки для детей, особенно сладости и сухие фрукты.
В ИСПАНИИ и ПОРТУГАЛИИ полено не жгут, а только обжигают рождественским пламенем. Его хранят, веря в чудодейственную силу, и зажигают в трудных обстоятельствах.
Кроме рождественского полена, во многих местностях на Рождество и Новый год зажигают большие костры, и молодые парни прыгают через них. Такой обрядный огонь называется «lumbve neuewe» .
В НИДЕРЛАНДАХ золу от рождественского полена разбрасывают по полям.
В ГЕРМАНИИ выбирался довольно увесистый чурбан, который тащили к огню лошадьми – он и составлял основу нового огня и наступающего года. Золу от полена просеивали в День трёх королей, остатки рассеивали на полях по посевам и даже добавляли в пищу.
В СЕРБИИ дарили какой-нибудь подарок тому, кто первый заметит, что ритуальное полено-бадняк перегорел. Внося бадняк в дом, его поливали вином и посыпали зерном, украшали ветками сосны, лавра и других деревьев.
У АЛБАНЦЕВ в пламя подкладывали ветви вишнёвого и орехового дерева и виноградную лозу и, когда пламя вспыхивало, кричали: «Пусть так сгорят наши враги и те, кто не желает нам добра!»
Греки посыпали дерево фруктами, клали на него кусочки еды, поливали вином и маслом, т.е. «кормили» его.
Имеется ряд объяснений обряду возжигания рождественского полена:
· Огонь очага – это отражение солнца.
· В пламени горящего очага присутствуют предки.
· Возжигание рождественского полена, как правило, главой семьи и «кормление» полена, как гостя – культ домашнего очага.
· Очистительная сила огня.
Все объяснения хороши, ибо, когда собираются вместе члены семьи и долго смотрят на огонь, то очищаются помыслы, все становятся ближе друг другу и роднее, и повсюду незримо присутствует добрый Дух Домашнего Очага.
«Энциклопедия зимних праздников»
|